Конспект образовательной ситуации «Вода» в старшей группе.123

Воспитатель – Ковачева Галина Петровна.

Задачи:

Образовательная область «Познание».

-Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.                                                                                                                                                                  — Продолжить знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, текучесть, не имеет запаха, вкуса, не имеет формы, цвета, испаряется. 

— Закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях.

 — Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.

 — Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

— Формировать бережное отношение детей к воде.

Образовательная область «Коммуникация».

— Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

-Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, наречиями  по теме, способствовать развитию мышления, любознательности.

 

Формы работы: беседа, опыт  с водой, словесная игра, дидактическая игра «Кому нужна вода», моделирование.

 

Оборудование: модель свойств воды, пустые стаканы с чистой и грязной водой на каждого ребенка, марля, специальные фильтры для воды, воронки по количеству детей; «капельки воды» для игры «Кому нужна вода», мяч для игры «Хорошо — плохо», памятки «Берегите воду!», презентация.   

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов «Капитошка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», заучивание поговорок о воде, потешки, проведение опытов с водой, рассматривание картин на тему «Вода», беседы о правилах поведения в природе, проведение мини-беседы «Если б не было воды?».                    

                       

Ход:

— Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать, вам нужно отгадать загадку:

          Если на нос сели кляксы,

          Кто тогда нам верный друг,

          Снимет грязь с лица и рук?

          Без чего не может мама,

          Ни готовить, ни стирать?

          Без чего, мы скажем прямо,

          Человеку умирать? (вода).

— Да, действительно, мы сегодня будем говорить о воде

(Первый  слайд – капелька).

— Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода? (Ответы детей).

— Давайте вспомним и расскажем о свойствах воды (Дети выкладывают на магнитной доске модель свойств воды):

  • вода прозрачная;
  • вода текучая, жидкая;
  • вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;
  • вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;
  • вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой;
  • вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;
  • вода испаряется.

— Вот видите, какая разная бывает вода. А скажите, мне, пожалуйста, где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…).

— А какая вода там может быть? (чистая и грязная). А как вы думаете, почему она может быть грязная? (ответы детей)

(Второй слайд — завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку).

         — Посмотрите на сюжет и скажите могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

— А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей). Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах. В нашем городе на металлургическом комбинате ОЭМК есть специальные лаборатории, где проверяют воду на загрязнения. В этих лабораториях работают лаборанты, которые используют специальные фильтры для очистки воды. Мы сегодня будем с вами лаборантами и попробуем очистить воду. Занимайте места в нашей лаборатории. Скажите, вы хотели бы выпить воду, которая у вас в стаканчиках? (Нет). Почему? Давайте попробуем  очистить ее через первый фильтр из марли. Вывод: вода через марлю не очистилась.

-Давайте положим сверху другой фильтр из ваты. (Вывод: вода осталась грязной).

-А теперь я предлагаю вам очистить через специальные фильтры для воды, которые мне дали  в лаборатории ОЭМК.

          Эксперимент мы проведем,

          Воду чистую найдем.

          Грязь не пустим через фильтр,

          Чтоб воды могли попить!

— Пока вода очищается через фильтр, мы с вами поиграем в игру

.

(3 слайд – картинки). Словесная игра с мячом «Хорошо – плохо» (Когда вода хорошо, а когда плохо).

— А теперь давайте посмотрим, очистилась наша вода или нет. (Вывод: вода очистилась). В такой воде могут жить  рыбки и другие речные обитатели? (Да). Если эту воду вскипятить, то можно ее выпить.

— Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода? (Проводится дидактическая игра «Кому нужна вода»).

Дети отмечают  капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым.

— Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. А расскажите, где  используется вода в нашей группе:

  • поливаем комнатные растения – прикрепляем картинку капельки воды в природном уголке;
  • моем игрушки и кукольную одежду- прикрепляем картинку капельки воды в игровой зоне;
  • в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе;
  • помощник воспитателя моет посуду, полы;
  • для проведения опытов.

— Как мы должны относиться к воде? (Бережно!)

Что это значит? (4 слайд — правила бережного отношения к воде).

  • При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
  • Закрывать хорошо кран после потребления.
  • Не загрязнять водоемы.
  • Бережно относиться к природе.

— Без воды не может прожить ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки — памятки с правилами, чтобы вы напомнили своим мамам, папам и всем взрслым о бережном отношении с водой.

 

Презентация

Используемая литература:

  1. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Малахова. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.
  2. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.
  3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. Неизведанное рядом. Творческий центр Москва 2010г.

4.О.А.Воронкевич.  Добро пожаловать в зкологию!  Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.