Воспитатель – Муляр Надежда Владимировна
Цель:
- Формировать представление о математических понятиях: точка, прямая и кривая линии.
Образовательная задача:
- учить классифицировать предметы по трём свойствам (цвет, форма, размер)
- Учить строить кривые, прямые, ломаные путём соединения.
Развивающая задача:
- Развивать конструктивные способности, логическое мышление, внимание.
- Развивать зрительное восприятие, речь.
Воспитательная задача:
- Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности в общении друг с другом.
- Воспитывать усидчивость и внимание детей на занятиях.
Методические приёмы: сюрпризный момент, применение демонстрационного и раздаточного материала, объяснение, проблемные вопросы, беседа.
Оборудование: индивидуальные карточки с изображением множества точек, соединяя которые в последовательности получается фигура, карандаши по количеству детей, магнитная доска, маркер, мультимедийный экран, проектор, ноутбук, обручи, логические блоки Дьенеша, карточки с заданием «Нарисуй недостающую фигуру», использование физкультминутки И. А. Галкина (учитель начальных классов Нижегородская обл.).
Предварительная работа: беседа о космосе, рассматривание картин с отдалёнными и приближенными предметами, чтение рассказа Е.П. Левитин «О звёздах».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель подходит к играющим детям:
— А вы задумывались, о том, где могут жить игрушки? (в стране игрушек, в детском мире, в детском саду, дома.)
— А как вы считаете, где могут жить цифры, знаки? (в стране математики, в тетради, в книге.). А ещё там живёт точка. Точка — это отметина, укол карандашом надо только коснуться места получится точка. (Маркером рисует на доске точку).
— А что в окружающем мире напоминает вам точку? (капельки дождя, град, маленький кружочек, звезда на небе, пятнышко, укол чем-нибудь острым).
— Посмотрите, здесь нарисованы три точки. Как вы думаете, что можно сделать с ними? (соединить).
— Ваня соедини, пожалуйста, точки. Что у нас получилось? (линия).
— А кто скажет, какая это линия? (прямая).
— Теперь я нарисовала много точек. Аня, соедини, пожалуйста, и посмотрим, что у нас получилось. (Кривая).
— А теперь я расположила много точек рядом друг с другом. Кто желает их соединить? Что у нас получилось? (круг).
— Молодцы, правильно. Посмотрите, у вас на столах лежат листы, где нарисовано много точек. Давайте обведём точки и посмотрим, что же у вас получится. Соединять их нужно последовательно, по цифрам от 1 до 10.
В ходе выполнения задания воспитатель корректирует работу детей, а затем вывешивает листы на мольберте.
— Расскажите, что у вас получилось? (дом, зонт, корабль т.д.).
— Саша, а что у тебя получилось?
— Звезда.
— Мы уже с вами говорили о том, что звезда может быть похожа на точку. Почему, как вы думаете? (потому-то она далеко).
— Вы правы. Действительно отдалённые предметы нам кажутся точкой. Обратите внимание на наше звездное небо.
Дети подходят к экрану, на котором появляется звездное небо.
Физкультминутка «Космос».
Дети глазами следят за движущими звёздами и планетами, когда они останавливаются и мигают – дети моргают глазами.
— У нас на небе осталась одна яркая звезда. Давайте пойдём к ней навстречу и посмотрим, что она скрывает? Но, чтобы приблизиться к ней и открыть ее тайну вам нужно выполнить несколько заданий.
1 задание: решение логических задач.
— С ёлки белка кинула в Мишку шишку и попала ему по лбу. Сколько стало шишек?
— По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько летело птиц?
— На столе лежало четыре яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько стало яблок?
— Как разделить пять груш на четверых ежей? Дать каждому по одной, а оставшуюся?
2 задание: работа с блоками Дьенеша.
Кладём на пол три обруча так, чтобы образовались четыре отдельных пересечения.
Задания детям:
— В красном обруче будут жить фигуры все синие, в жёлтом все толстые, в зелёном все круглые.
— Какие фигуры будут жить в пересечении красного и жёлтого обруча? (синие толстые).
— Какие фигуры в пересечении желтого и зелёного обруча? (толстые зелёные)
-какие фигуры будут жить в пересечении зеленого и красного обруча? (круглые красные).
— В пересечении красного, жёлтого, зелёного обруча какие фигуры? (красная толстая круглая).
— Какие фигуры лежат вне обруча? Почему? (не синие, не круглые и не толстые).
3 задание: игра «Нарисуй недостающую фигуру»
После каждого выполненного задания воспитатель обращает внимание на приближающуюся звезду на экране.
— Ребята, да это же наша точка. Озорная, веселая она играет с нами и со звездами. Вы успешно справлялись со всеми ее заданиями. Она радуется и дарит вам салют из конфетти. Это такие же точки, как и она сама.
Список используемой литературы:
- Гончарова Н.В., Михайлова З.А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
- Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. — С.-П. ООО «Корвет», 2001.