Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе «НАВСТРЕЧУ К ЗВЕЗДЕ»123

Воспитатель – Муляр Надежда Владимировна

Цель:

  • Формировать представление о математических понятиях: точка, прямая и кривая линии.

Образовательная задача:

  • учить классифицировать предметы по трём свойствам (цвет, форма, размер)
  • Учить строить кривые, прямые, ломаные путём соединения.

Развивающая задача:

  • Развивать конструктивные способности, логическое мышление, внимание.
  • Развивать зрительное восприятие, речь.

Воспитательная задача:

  • Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности в общении друг с другом.
  • Воспитывать усидчивость и внимание детей на занятиях.

 

Методические приёмы: сюрпризный момент, применение демонстрационного и раздаточного  материала, объяснение, проблемные вопросы, беседа.

 

Оборудование: индивидуальные карточки с изображением множества точек, соединяя которые в последовательности получается фигура, карандаши по количеству детей, магнитная доска, маркер, мультимедийный экран, проектор, ноутбук, обручи, логические блоки Дьенеша, карточки  с заданием «Нарисуй недостающую фигуру», использование физкультминутки  И. А. Галкина (учитель начальных классов Нижегородская обл.).

Предварительная работа: беседа о космосе, рассматривание картин с отдалёнными и приближенными предметами, чтение рассказа Е.П. Левитин  «О звёздах».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель подходит к играющим детям:

— А вы задумывались, о том, где могут жить игрушки? (в стране игрушек, в детском  мире, в детском саду, дома.)

— А  как вы считаете, где могут жить цифры, знаки? (в стране математики, в тетради, в книге.). А ещё  там  живёт точка. Точка — это отметина, укол карандашом надо только коснуться места получится точка. (Маркером рисует на доске точку).

— А что в окружающем мире напоминает вам точку? (капельки дождя, град, маленький кружочек, звезда на небе, пятнышко, укол чем-нибудь острым).

— Посмотрите, здесь нарисованы три точки. Как вы думаете, что можно сделать с ними? (соединить).

— Ваня соедини, пожалуйста, точки. Что у нас получилось? (линия).

— А кто скажет, какая это линия? (прямая).

—  Теперь я нарисовала много точек. Аня, соедини, пожалуйста, и посмотрим, что у нас получилось. (Кривая).

— А теперь я расположила много точек рядом друг с другом. Кто желает их соединить? Что у нас получилось? (круг).

— Молодцы, правильно. Посмотрите, у вас на столах лежат листы, где нарисовано много точек. Давайте обведём точки и посмотрим, что же у вас получится. Соединять их нужно последовательно, по цифрам от 1 до 10.

          В ходе выполнения задания воспитатель корректирует работу детей, а затем вывешивает листы на мольберте.

         — Расскажите, что у вас получилось? (дом, зонт, корабль т.д.).

— Саша, а что у тебя получилось?

— Звезда.

— Мы уже с вами говорили о том, что звезда может быть похожа на точку. Почему, как вы думаете? (потому-то она  далеко).

— Вы правы. Действительно отдалённые предметы нам кажутся точкой. Обратите внимание на наше звездное небо.

          Дети подходят к экрану, на котором появляется звездное небо.

Физкультминутка «Космос».

         Дети глазами  следят за движущими  звёздами и планетами, когда они останавливаются и мигают – дети моргают глазами.

— У нас на небе осталась одна яркая звезда. Давайте пойдём к ней навстречу и посмотрим, что она скрывает? Но, чтобы приблизиться к ней и открыть ее тайну вам нужно выполнить несколько заданий.

          1 задание: решение логических задач.

         — С ёлки белка кинула в Мишку шишку и попала ему по лбу. Сколько стало шишек?

— По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько летело птиц?

— На столе лежало четыре яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько стало яблок?

— Как разделить пять груш на четверых ежей? Дать каждому по одной, а оставшуюся?

2 задание: работа с блоками Дьенеша.

         Кладём на пол три обруча так, чтобы образовались четыре отдельных пересечения.

Задания детям:

— В красном обруче будут жить фигуры все  синие, в жёлтом  все толстые, в зелёном  все круглые.

— Какие фигуры будут жить в пересечении красного и жёлтого обруча? (синие толстые).

— Какие фигуры в пересечении желтого и  зелёного обруча? (толстые зелёные)

-какие фигуры будут жить в пересечении зеленого и  красного обруча? (круглые красные).

— В пересечении красного, жёлтого, зелёного обруча какие фигуры? (красная толстая круглая).

— Какие фигуры лежат  вне обруча? Почему? (не синие, не круглые и не толстые).

3 задание:  игра «Нарисуй недостающую фигуру»

          После каждого выполненного задания воспитатель обращает внимание на приближающуюся звезду на экране.

— Ребята, да это же наша точка. Озорная, веселая она играет с нами и со звездами. Вы успешно справлялись со всеми ее заданиями. Она радуется и дарит вам салют из конфетти. Это такие же точки, как и она сама.

 

Презентация к занятию

Список используемой  литературы:

  1. Гончарова Н.В., Михайлова З.А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  3. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  5. Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. /Под ред. Б. Б. Финкельштейн. — С.-П. ООО «Корвет», 2001.