Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы «Лаборатория Горелкина».123

Воспитатель — Ходеева Светлана Фёдоровна

 

          Программное содержание: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать уважение к труду пожарного.

          Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, баночки с песком, с сахаром, краски, комнатное растение, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакат «Правила поведения при пожаре», фартук, нарукавники, шляпа.

Ход занятия:

          (У воспитателя забинтован палец. Он одевает фартук, нарукавники, шляпу).

          — Вы спрашивали, что у меня случилось с пальцем. Сейчас я вам расскажу. Сегодня я решила быть – профессором Горелкиным.

Итак, у меня есть маленькая лаборатория, в которой я провожу опыты. Вчера я проводил опыты с огнём и был неосторожен, поэтому обжёг палец и опыты у меня не получились. Я хочу снова повторить свои опыты. Я выучил все правила обращения с огнём, теперь я буду осторожен и приглашаю вас всех в свою лабораторию.

          Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

          Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

          Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

          — Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите, отчего может произойти пожар. Какие беды приносят пожары?  Какие перечисленные действия могут привести к пожару: 1)рисование, 2)чтение, 3)поджигание бумаги, 4)пение, 5)лепка из пластилина, 6)вырезание и склеивание из бумаги, 7)игра с зажигалкой, 8)зажигание свечки, 9)изготовление аппликации, 10)прыгание через скакалку, 11)поджигание сухой травы и листвы.

          — Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взял его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.

          Давайте поиграем в игру «Если возник пожар…» (дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому).

                      Раньше, если был пожар,

                      Ввысь взмывал сигнальный шар

                      Этот красный шар недаром

                      Звал пожарных в бой с …(пожаром)

                (Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).

                       Где с огнём беспечны люди,

                       Там взовьётся в небо шар,

                       Там всегда грозить нам будет

                       Злой огонь — …(пожар).

                (Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).

                       Раз, два, три, четыре

                       У кого пожар …( в квартире)?

                       Дым столбом поднялся вдруг

                       Кто не выключил …(утюг)?

                       Красный отблеск побежал,

                       Кто со спичками …(играл)?

                       Стол и шкаф сгорели разом

                       Кто сушил бельё над …(газом)?

                       Пламя прыгнуло в траву

                       Кто у дома жёг …(листву)?

                       Кто бросал в огонь при этом

                       Незнакомые …(предметы)?

                       Помни каждый гражданин

                       Этот номер — …(01).

                       Дым увидел – не зевай

                        И пожарных …(вызывай)!

 

          А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.

          Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

          Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань.

 

          — А вы можете мне рассказать о правилах поведения при пожаре? (используется плакат).

—  Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара?

    

— А теперь немного отдохнём и поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.

          Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

          Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?

          Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

          Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

          Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

          Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара?

          Кто тушит пожары? Каким должен быть пожарный? В какую одежду одет пожарный? Чем пожарный тушит огонь? А если пожар в лесу? на железной дороге?

          Огонь бывает не только злым врагом, но и добрым другом. Я предлагаю вам нарисовать картину, когда огонь может быть другом? (Дети садятся за столы и рисуют).

 

 

Используемая литература:                                                        

          Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство — ПРЕСС», 2008

          Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник» — №24, 2006.

          Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. — М: ТЦ Сфера, 2007