Воспитатель — Ходеева Светлана Фёдоровна
Программное содержание: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать уважение к труду пожарного.
Оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, баночки с песком, с сахаром, краски, комнатное растение, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара, плакат «Правила поведения при пожаре», фартук, нарукавники, шляпа.
Ход занятия:
(У воспитателя забинтован палец. Он одевает фартук, нарукавники, шляпу).
— Вы спрашивали, что у меня случилось с пальцем. Сейчас я вам расскажу. Сегодня я решила быть – профессором Горелкиным.
Итак, у меня есть маленькая лаборатория, в которой я провожу опыты. Вчера я проводил опыты с огнём и был неосторожен, поэтому обжёг палец и опыты у меня не получились. Я хочу снова повторить свои опыты. Я выучил все правила обращения с огнём, теперь я буду осторожен и приглашаю вас всех в свою лабораторию.
Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
— Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар? Посмотрите на иллюстрации и расскажите, отчего может произойти пожар. Какие беды приносят пожары? Какие перечисленные действия могут привести к пожару: 1)рисование, 2)чтение, 3)поджигание бумаги, 4)пение, 5)лепка из пластилина, 6)вырезание и склеивание из бумаги, 7)игра с зажигалкой, 8)зажигание свечки, 9)изготовление аппликации, 10)прыгание через скакалку, 11)поджигание сухой травы и листвы.
— Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взял его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.
Давайте поиграем в игру «Если возник пожар…» (дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому).
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с …(пожаром)
(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь — …(пожар).
(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему).
Раз, два, три, четыре
У кого пожар …( в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил …(утюг)?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками …(играл)?
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над …(газом)?
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг …(листву)?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые …(предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер — …(01).
Дым увидел – не зевай
И пожарных …(вызывай)!
А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.
Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань.
— А вы можете мне рассказать о правилах поведения при пожаре? (используется плакат).
— Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара?
— А теперь немного отдохнём и поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара?
Кто тушит пожары? Каким должен быть пожарный? В какую одежду одет пожарный? Чем пожарный тушит огонь? А если пожар в лесу? на железной дороге?
Огонь бывает не только злым врагом, но и добрым другом. Я предлагаю вам нарисовать картину, когда огонь может быть другом? (Дети садятся за столы и рисуют).
Используемая литература:
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство — ПРЕСС», 2008
Журнал для занятий с детьми «Дошкольник. Младший школьник» — №24, 2006.
Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. — М: ТЦ Сфера, 2007