Воспитатель – Фомичева Ольга Александровна
Задачи:
образовательные — закрепить знания о творчестве В.Г. Сутеева; упражнять в умении определять и называть произведения по отрывку, отгадывать загадки;
развивающие – развивать творческое воображение, память, эмоционально передавать переживания действующих лиц, развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу, активизировать словарь;
воспитательные — воспитывать любовь к художественной литературе.
Материал: выставка книг В.Г. Сутеева; портрет писателя; детские рисунки; детские костюмы для инсценировки (действующие лица: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка, гриб); предметы, упоминаемые в сказках; книга с произведениями автора в подарок детям.
Предварительная работа. Чтение произведений В.Г. Сутеева, просмотр иллюстраций к книгам разных писателей, мультфильмов, рисование любимых героев, конструирование кораблика, разучивание для драматизации.
Ход:
Воспитатель. Ребята! Вы никогда не задумывались, почему серьёзные взрослые люди сочиняют книги для детей? (ответы детей). Скорее всего, потому, что каждый взрослый в душе ребёнок, ему хочется оставаться подольше в теплом и уютном мире сказки. Приглашаю вас в сказку – в мир, полный добра, чудес, волшебства и тайн!
Стоит пенёк, на пеньке — теремок, а в теремке живут серьёзные, обстоятельные зверушки – запасливый Ёжик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные котята и хозяйственный Щенок… Сегодня наша встреча будет посвящена детскому писателю, художнику, кинорежиссеру Владимиру Григорьевичу Сутееву (рассказывает биографию, обращает внимание на выставку книг, рисунки детей).
Первое задание. Я буду зачитывать отрывки из книги, а вы должны отгадать, из какой книги эти строчки.
«А в воде уже бой идёт: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают. Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду» (рассказ «Кот-рыболов»).
«Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку» (рассказ «Ёлка»).
«А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку». Стал гусь ни на кого не похож»( рассказ «Это что за птица?»).
«Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка…» (рассказ «Палочка — выручалочка»).
«Набрал заяц полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке» (рассказ «Мешок яблок»).
«Мушка на прялочке нитки прядёт. Лягушка с колодца воду носит – огород поливает. Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А петушок на мельнице муку мелет» (рассказ «Разные колёса»).
«Как–то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?» (Рассказ «Под грибом»).
«Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул» (рассказ «Яблоко»).
Воспитатель. Молодцы!
Второе задание. Я буду загадывать загадки, а вы скажите, в каких рассказах встречается тот, о ком мы с вами говорим (презентация с картинкой-отгадкой).
Удивительный портной,-
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть! (Н. Найдёнова).
— Назовите рассказы, где встречается отгадка, т.е. Ёж («Разные колёса», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок»).
Он зимой под вьюги вой
Спит в избушке снеговой.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь – рассказы «Дядя Миша», «Яблоко», «Ёлка», «Терем – теремок», «Кот-рыболов».)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка – рассказы «Под грибом», «Цыплёнок и Утёнок»).
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Ест и пьёт,
Песенки поёт.
(Кошка, кот – рассказы «Капризная кошка», «Три котёнка», «Кот-рыболов», «Кто сказал «мяу!»?», «Дядя Миша»).
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко — рассказы «Яблоко», «Мешок яблок»).
Сидит в норке,
Ест хлеба корку.
(Мышонок – рассказы «Дядя Миша», «Три котёнка», «Под грибом», «Кто сказал «мяу!»?», «Кораблик», «Мышонок и карандаш», «Терем – теремок»).
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит,
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух – рассказы «Петух и краски», «Кто сказал «мяу!»?», «Это что за птица?», «Разные колёса», «Терем-теремок»).
Воспитатель. Давайте ребята с вами попробуем разыграть сказку Владимира Сутеева «Друзья под грибом» (Инсценировка сказки детьми).
Воспитатель. А теперь третье задание. Я буду доставать разные предметы, а вы скажите, кому принадлежит тот или иной предмет, или из какой он сказки.
Карандаш («Капризная кошка», «Мышонок и Карандаш», «Петух и краски», «Умелые руки»).
Письмо Дедушке Морозу («Ёлка»).
Краски («Петух и краски»).
Палка («Палочка – выручалочка»).
Яблоко («Яблоко», «Мешок яблок»).
Удочка («Дядя Миша», «Кот – рыболов»).
Ореховая скорлупа («Кораблик»).
Колеса («Разные колёса»).
Мячик («Умелые руки»).
Воспитатель. Вот молодцы! Сколько сказок прочли! Вот для вас сюрприз. Своих друзей не забывайте и читайте замечательные рассказы, сказки, рассматривайте иллюстрации В.Г. Сутеева. И помните: он «был счастлив, что посвятил себя детям».
Используемая литература:
- Сухин И.Г. 50 литературных викторин для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2002. – 272 с. .
- Художественная литература. Подготовительная группа. Занимательные материалы./ Сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2008. – 96 с.
- Календарные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А.Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 222 с.
- Перкова Т. Я счастлив, что посвятил себя детям.// Дошкольное воспитание. – М., №8 /2009. – С.58-63.
- Сутеев В.Г. Читаем сказки по слогам. – М.: Издательство Астрель, 2010.
- http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/suteev/suteev.htm.